Недавно я натолкнулся в сети вот на такое сообщение:
"Дед мороз это пережиток времен язычества, злой старик олицетворявший мороз и вьюги, снег и холод, а снегурка, это замерзшая наглухо девственница, которую приносили в жертву морозу, отводили в лес, вспарывали живот и развешивали кишки на ветвях, в таком состоянии она и замерзала, отсюда и традиция украшать ёлку(ель), в общем как то так)"
В первый раз, когда увидел - смеялся до слёз, подумал шутка.
Так и представил себе, словно наяву...
Лежит, значится, несчастная девственница со вспоротым животом, внутренности её так нарядненько висят на припорошенном снегом новогоднем вечнозелёном деревце, а Дедушка Мороз ходит вокруг, посохом простукивает и приговаривает с ехидцей: "Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?" А та в ответ хрипит еле-еле: "Да какая разница - тепло, холодно? Хана мне...".
Вот такой вот треш...
А уж на что нужны Морозу замёрзшие девичьи кишки, гирляндами обмотанные вокруг ёлки, я при всём своём богатом воображении и представить себе не могу.
Но потом скорость, с которой этот миф стал распространяться по просторам рунета, начала наводить на мысль, что кое-кто действительно в подобное верит... Или же пытается уверить других.
Ну что же, попробуем разобраться.
Да, действительно, Дед Мороз (одна из ипостасей Велеса, Хозяина лесов) - изначально суров и не так уж безопасен. Да, он несёт и вьюги, и холода, и снег. Но подозрение в описанном выше садизме - уже выходит за всякие рамки. Хотя бы по той простой причине, что о человеческих жертвоприношениях именно ЕМУ не говорит ни один серьёзный историк - нет никаких доказательств. Кроме того, в нашей истории вообще не зафиксировано случаев жертвоприношений подобным образом.
Что же касается самой "несчастной жертвы", то в народной обрядности и мифологии никого, похожего на Снегурочку, не зафиксировано. И в летописных источниках тоже нет и намёка на схожие обряды. Появляется Снегурочка только в фольклоре, в сказке, записанной и опубликованной в 1867 г. А.Н. Афанасьевым (и только у нас - соседние народы такого персонажа не знают). Но там это - девочка, сделанная из снега, и погибает (тает) она отнюдь не в лютые морозы, а лишь с приходом Весны. Такая нестыковка напрочь отметает все возможные подозрения в участии и Мороза, и наших далёких предков в вышеуказанном действе.
Ну а про то, когда и как вообще у нас начали наряжать ёлку под Новый Год, хорошо написано здесь:
"Срубленная новогодняя ёлочка, увешанная игрушками и сладостями — явление сравнительно недавнее. В таком виде оно начало распространятся в 17 веке с Эльзаса (Германия). А повсеместно в Европе и Америке ёлки в домах устанавливаются лишь с конца 19 века, когда изобрели ёлочные свечи.
Модный обычай этот распространялся первоначально в городах, и, прежде всего в высших слоях общества. С 1840-х годов новогодняя ёлка становится известной в России, прежде всего в Петербурге, где проживало много иностранцев. Большинство историков подчёркивает, что в народе такого обычая не было никогда, но под влиянием города, в конце 19 века ёлку стали устраивать сначала в сельских школах, а затем и в крестьянских домах."
Там же можно прочитать и про символическое значение ели для славян, а ткже про некоторые связанные с ней обряды и поверья.
Ну и в заключение. Вообще-то лично мне подобные заметки внушают лишь определённые сомнения в душевном здоровье сочинившего их. Но хуже всего то, что толика правды тут всё же есть, однако она так искусно смешана с обилием лжи, что действует наповал - этот коктейль проверен тысячелетним опытом. Ну и самое главное - стоит задуматься кому именно это нужно. У кого есть желание выставить языческого бога и чтивших его древних славян в максимально неподобающем, невыгодном свете. Думаю намекать тут излишне...
de Heathen